План органа местного самоуправления по противодействию коррупции разрабатывается и составляется на основании Национальных планов противодействия коррупции РФ.
Национальный план противодействия коррупции — системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и её предупреждение, утверждаемый Президентом РФ сроком на два - три года. Впервые утверждён Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. Выпускался 5 раз - в 2008, 2010, 2012, 2014 и 2016 г. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденный Президентом РФ В.В. Путиным 29 июня 2018 г. Составлением Плана противодействия коррупции занимается Президентский совет по противодействию коррупции, который существует с 2008 года. Основной задачей совета является разработка предложений, направляемых Президенту РФ, которые связаны с противодействием коррупции в России.
Ключевой задачей документа является координация усилий по противодействию коррупции в России.
Меры по защите заявителей
Генеральной Прокуратуре РФ предписано усилить надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов. Правительству и Президиуму Совета по противодействию коррупции поручено разработать законопроект по защите заявителей о коррупции от возможных противоправных действий. План предусматривает также проведение междисциплинарных исследований по вопросам организации и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Меры по урегулированию конфликта интересов
Меры по урегулированию конфликта интересов являются одним из ключевых направлений документа. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах предписано обеспечить соблюдение государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или регулировании конфликта интересов. Правительство РФ, согласно Национальному плану противодействия коррупции, должно предпринять дополнительные меры для предотвращения коррупционных правонарушений должностных лиц и обязаны рассмотреть проблему необходимости дополнительных мер в области законодательства, которые могут предотвратить и урегулировать конфликт интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные и муниципальные должности. А также, проводить регулярный мониторинг реализации мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Меры по повышению прозрачности
• План предусматривает создание единой базы данных декларации доходов, расходов и имущества должностных лиц – в частности, компьютерных программ для мониторинга и автоматизированного анализа деклараций государственных служащих на базе специального ПО “Справки БК” и “Справки ГС”. Также, в плане имеется поручение организовать мониторинг сообщения отдельными категориями должностных лиц о получении подарка, его сдаче, оценке и зачислении в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации.
• В Плане рекомендуется "разработать порядок предания гласности сведений о доходах и расходах членов объединений, деятельность которых вызывает общественный интерес" и разместить эти сведения на сайтах.
• План предписывает разработку Правительством РФ совместно с Центральным Банком РФ механизма получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях информации о наличии денежных счетов и (или) иных активов у российских должностных лиц в иностранных банках.
Меры по антикоррупционному просвещению
План предусматривает достаточно обширные меры по общему и профессиональному антикоррупционному просвещению.
Общественным организациям и политическим партиям рекомендуется продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
Меры по повышению эффективности противодействия коррупции
Официальным НИИ по теме противодействия коррупции назначен Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. На базе научно-исследовательского учреждения будут проводиться научные междисциплинарные исследования различных теоретических аспектов коррупционных правонарушений на основе законодательства РФ и практики его применения.
Усиление контроля за имуществом государственных и муниципальных служащих
План утверждает необходимость разработки предложений по расширению перечня имущества чиновников, подлежащее изъятию в доход государственного бюджета, если есть подтверждение, что его приобретение было совершено незаконным путем или путем, противоречащим законодательству по борьбе с коррупцией в РФ.
Установить контроль за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, содержащих коррупционные основания, а также конкретные меры по передаче изъятого имущества государству.
Грантовая поддержка для организаций
Текущий План содержит меры по урегулированию коррупционного поведения в просветительской и исследовательской работе. К примеру, право на материальную поддержку организаций, отличившихся наиболее успешными мероприятиями по антикоррупционному просвещению граждан, популяризации борьбы с коррупцией и научном освещении проблемы антикоррупционных мер. На Министерство культуры, например, возлагается обязанность популяризации борьбы с коррупцией, в частности, привлечения "наиболее компетентных специалистов в области рекламы, СМИ и общественных связей для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции". Также поручена разработка новых средств воздействия на население с целью формирования негативного отношения к коррупции и связанных с ней последствий.
Общественные слушания
Глава государства поручает Кабинету министров разработать доклад, содержащий информацию по вопросу целесообразности обязательных общественных слушаний, касающихся «закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае, если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн рублей и 5 млн рублей».
В отношении ведения госзакупок, устанавливаются дополнительные требования к заказчикам и исполнителям, которые призваны устранить риск коррупционных преступлений и конфликта интересов. Также подразумевается усилить контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, ответственных за проведение "в целях исключения необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек (штрафов, пеней)".
Меры по разработке законодательства о лоббизме
Лоббизм является одним из ключевых пунктов Плана на протяжении всего периода его существования. В Национальном плане Правительству РФ поручено “внести предложения о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы”.
В результате проведения мониторинга работы органов государственной и муниципальной власти, обнаружилось, что приказы об утверждении антикоррупционных планов на своих сайтах опубликовали только практически половина федеральных органов власти. Запланированные там антикоррупционные мероприятия не привязаны к конкретным датам, не определены их исполнители, не предусмотрена персональная ответственность должностных лиц за их невыполнение. В целом, действия носят половинчатый характер, не затрагивающий коренных причин возникновения и укоренения коррупции в стране. Эти недочеты необходимо исправлять.